История храмов Соликамского благочиния XIX в.

 

» Наши мёртвые нас не оставят в беде…»- пел Владимир Высоцкий- это о наших предках, о тех, кто жил до нас, о нашей истории. Значит, и о церкви Православной, и о тех кто молился и молится за нас- грешников на небосводе церковном, о храмах — домах Божьих, где происходит связь земной и небесной церкви. Именно, поэтому так важно знать историю храмов, особенно, нашего края. Это и есть та опора, тот фундамент, на котором стоит Православие в Пермском крае. Ведь в этих церквях, раскиданных по городам и почти заброшенным деревням, мы встречаемся с Богом, святыми, нашими предками и они «..нас не оставят в беде».
О тех храмах, которых уже и нет, о тех, которые стоят полуразрушенные и в запустении и тех, в которых служат сейчас, написала книгу Ольга Варнакова, собрав и обработав все труды священника Ипполита Словцова.
Хочется верить, что книга О.Варнаковой из рукописи превратится в достойное, хорошо иллюстрированное издание и многолетний труд священника Ипполита Фёдоровича Словцова по описанию храмов и приходов Пермской епархии в середине XIX века, увидят читатели.
Нужны меценаты, нужны благодетели! Напишите на сайт или свяжитесь напрямую с Варнаковой Ольгой по тел. Березниковского музея 8 34242 64879.
Варнакова О.Н. — старший научный сотрудник БИХМ им. И. Коновалова

Ипполит Фёдорович Словцов
(1826 г. Ницинская слобода Ирбитского у. – 1883 г. с. Маслянское Шадринского у.)
Сын священника Ипполит Фёдорович Словцов был выпускником Пермской духовной семинарии, по окончании которой в 1848 г., с аттестатом первого разряда и степенью студента, был определён священником Христорождественского собора горного города Дедюхина. Как свидетельствует сообщение благочинного А. Луканина, к своей должности он приступил 24 марта 1849 г. в возрасте 23-х лет.
Город Дедюхин той поры представлял собой не большое поселение с казённым солеваренным заводом не превышающем 3,5 тыс. жителей. Основное население — промысловые служители и варничные работники – занимались вываркой соли. Статские и воинские чины обеспечивали бесперебойную деятельность завода. Во главе города и производства стоял управляющий заводом, осуществлявший руководство всеми сферами жизни селения. По сравнению с другими населёнными пунктами Соликамского уезда г. Дедюхин выглядел достаточно привлекательно: в городе имелись больница, богадельня, мужское и женское горные училища, торговые заведения, действовал построенный в 1730 г. Христорождественский собор.
Служа в храме, Ипполит Фёдорович увлекается местной историей. Ему поручается ведение церковной библиотеки, а в 1850 г., распоряжением епархиального начальства, подготовка статистических и церковно-исторических сведений о церквях 1-го Соликамского благочиннического округа. В руки исследователя попадают документы по истории Пыскорского монастыря, храмов сёл Н. Усолье, Лёнвы, Зырянки, города Соликамска, Дедюхина и других поселений уезда. Некоторые из них он публикует в изданиях Императорского русского географического общества. За работу «О неурожаях в России» на премию 1853 – 1857 гг. Словцов получил особые благодарности и награду – 200 руб., что было большой редкостью для сельского священника.
В 1855 г. Ипполита Фёдоровича постигло глубокое несчастье – умерла его супруга Параскева Васильевна. Оставшись один с двумя маленькими детьми «с головой» погружается в работу: службу в храме сочетает с преподавательской деятельностью в мужском и женском горнозаводских училищах. Детей мастеровых и служащих обучает русской грамматике и чтению. По отзыву смотрителя горнозаводских школ Черкасова, «испытывавшего» учеников в 1858 г., «дети показали весьма хорошие познания по этим предметам». Педагогические успехи Словцова отмечались благодарностями епархиального начальства, а результатом исследовательской работы стали статьи, помещённые в газете «Пермские губернские ведомости» и краеведческом издании Д. Д. Смышляева «Пермский сборник» (ст. «Деревня соликамского края в XVI в.»; «Сапца и Позмог»). В 1859 г. И. Ф. Словцов избирается членом-корреспондентом Пермского губернского статистического комитета.
В мае 1865 г. по личной просьбе о. Ипполита переводят в г. Пермь. Он поступает в Пермскую духовную семинарию, где в это время учится его сын. Словцов служит экономом при духовной семинарии и священником семинарской церкви. «Это было лучшее время для его научной работы» — писал пермский историк А. А. Дмитриев. В «Пермских Епархиальных Ведомостях», издававшихся при семинарии, И. Ф. Словцов помещает описание истории Пыскорского монастыря («Пыскорский Преображенский ставропигиальный 2-го класса монастырь»). В 1869 г. этот труд с планом монастыря на р. Лысве был издан отдельной книжкой. В «Епархиальных Ведомостях» за 1869 и 1870 гг. Ипполит Фёдорович печатает историю Соликамского Свято-Троицкого монастыря, готовит к изданию материалы об устройстве церквей и приходов Соликамского благочиннического округа.
«Почти двадцать пять лет прошло с этого времени: сведений накопилось у меня много, но все были не обработаны. По обстоятельствам службы и жизни я успел напечатать только Пыскорский ставропигиальный 2-классный и Соликамский — Истобенский 3-классный монастыри. В настоящее время, после тщательной проверки и обработки, накопившихся у меня материалов, я решил приступить к напечатанию их. Если эти материалы не вполне соответствуют предположениям Св. Синода, то, по крайней мере, в видах ознакомления Пермского духовенства с историей распространения христианства и устройства церквей и приходов в пределах нашей епархии, материалы эти могут быть сколько любопытны, столько же и полезны…» — писал он в предисловии к «Опыту описания некоторых церквей Соликамского уезда», опубликованному в «Пермских Епархиальных ведомостях» 1875- 1876 гг.
Вдовство для Ипполита Фёдоровича оказалось тяжёлым испытанием. «По примеру многих способных работников, он стал искать утешения в вине, за что указом духовной консистории от 10 февраля 1869 г. был переведен из Перми опять в Соликамский уезд, в бедное село Усть-Косвенское (около завода Чермозского) к Спасо-Преображенской церкви, а оттуда потом перепросился за Урал…». Последние годы жизни о. Ипполита прошли при Богородицкой церкви села Нижнеярское Шадринского уезда Пермской губернии. Он скончался 28 июля 1883 года и похоронен в селе Маслянское Шадринского уезда, где в Троицкой церкви служил его сын Владимир.
PS/
И.Ф. Словцов оставил богатое историческое наследие. Его этнографические и исторические труды до сих пор не утратили своего научного значения. Изданные им материалы по истории монастырей и церквей Верхнекамья сегодня библиографическая редкость. Сделать их достоянием всех, кто интересуется историей епархии и Пермского края возможная задача. Сотрудником Березниковского историко-художественного музея О.Н. Варнаковой подготовлен к изданию «Опыт описания некоторых церквей Соликамского уезда» — статьи И.Ф. Словцова, опубликованные им в «Пермских епархиальных ведомостях» в 1867, 1870, 1874 – 1876 гг. Этот проект при наличии финансирования может быть осуществлён уже сейчас.

Фото Чухланцева Вера

Текст Чухланцев Вадим

 

Просмотры: (171)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Заметили опечатку?

    Выделите текст с ошибкой и нажмите клавиши Ctrl+Enter или ссылку ниже