Звезда Рождества

«Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола».

Б. Пастернак «Рождественская звезда».

Рождество Христово, это самый детский рассказ из Божественной истории, потому что тут всё, как в сказке: и ночь, и младенец в яслях, значит рядом и домашние животные,  и волхвы с дарами в Евангелии от Матвея, и ангелы, и пастухи в Евангелии от Луки, и бегство от злого Ирода.В то же время, самый пронзительно взрослый рассказ, потому что эта история и нас взрослых погружает в детскую сказку, но чувство восхищения и умиления самой картинкой, пусть больше, воображённой людьми из лаконичных строк Евангелия, уже пОлно нашим взрослым  знанием земной жизни Богомладенца.

И, как вечна и современна вся Божественная история, так и этот рассказ из года в год повторяется ночью с 6го на 7е января и мы присутствуем в нём. Присутствуем: строя вертеп из снега, украшая храм к празднику, опять же своим воображением, пытаясь воссоздать Евангельский рассказ, мы и волхвы и пастухи, а на Божественной литургии, как во все времена Ангел Господень  возвестит нам великую радость о рождении Спасителя.  Кто мы, волхвы: Мельхиор, Гаспар и Валтасар, несущие золото, ладан и смирну? Какое золото? Золото в наших душах? А есть оно там? Какой ладан? Наши молитвы. А сердцем ли мы читаем их для Господа? Какую смирну? Есть ли в нашей жизни память о смерти? А, может, мы идём на встречу с Богомладенцем, как пастухи с открытым сердцем, простые и смиренные жители гор и степей? Осталась ли в наших сердцах эта простота, открытость и смирение?

Близ места, где Иисус Христос  начал и закончил свой жизненный путь- хаос и разрушение, а с начала года разворачивается « битва конца» по пророчеству святого Даниила, может быть конца этого мира. Здесь, в государстве нашем копится ненависть людей к правительству и олигархам. Между этими общественными полюсами встали такие стены страстей, что их уже не растопить любовью, смирением и терпением. И уже чаще приходят на ум не те слова, которые должны радовать слух и душу: Божий мир, Божий дар, благоволение Божие, а другие: страх Божий, Божий суд, Божье наказание.

И, вдруг, на этот кипящий котел страстей человеческих накладывается картина совершенно другого мира- мира вечного. Вечного, потому что, как на Божественной литургии, мы присутствуем здесь и сейчас во всей Божественной истории, так и во время праздника Рождества, мы вдруг оказываемся внутри, этого удивительного действия. Как и люди две тысячи лет назад, ожидающие рождения мессии,  из слов пророков ведающие об этом, мы ждём великого события постом, молитвой, трудами. В этом ожидании нет страха Божьего, а только радость Божьего дара! И только от нас зависит, кто мы на этом Великом празднике?   Зеваки, зрители, для которых и подготовка к Рождеству и торжественное сияние храма на праздничной Божественной Литургии, просто, продолжение новогодних застолий, или мы участники вечного великого Божественного промысла, в котором живем сердцем и душой.

Но, кем бы мы ни были, чудо свершилось, звезда Рождества пронеслась над нами, мир изменился, Спаситель пришел на землю, он с нами и с зеваками, и с теми, кто всем сердцем.

« Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» 

                                Фото Татьяны С.  

Текст Вадим Ч.

Просмотры: (32)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Заметили опечатку?

    Выделите текст с ошибкой и нажмите клавиши Ctrl+Enter или ссылку ниже