«Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола».
Б. Пастернак «Рождественская звезда».
Рождество Христово, это самый детский рассказ из Божественной истории, потому что тут всё, как в сказке: и ночь, и младенец в яслях, значит рядом и домашние животные, и волхвы с дарами в Евангелии от Матвея, и ангелы, и пастухи в Евангелии от Луки, и бегство от злого Ирода.В то же время, самый пронзительно взрослый рассказ, потому что эта история и нас взрослых погружает в детскую сказку, но чувство восхищения и умиления самой картинкой, пусть больше, воображённой людьми из лаконичных строк Евангелия, уже пОлно нашим взрослым знанием земной жизни Богомладенца.
И, как вечна и современна вся Божественная история, так и этот рассказ из года в год повторяется ночью с 6го на 7е января и мы присутствуем в нём. Присутствуем: строя вертеп из снега, украшая храм к празднику, опять же своим воображением, пытаясь воссоздать Евангельский рассказ, мы и волхвы и пастухи, а на Божественной литургии, как во все времена Ангел Господень возвестит нам великую радость о рождении Спасителя. Кто мы, волхвы: Мельхиор, Гаспар и Валтасар, несущие золото, ладан и смирну? Какое золото? Золото в наших душах? А есть оно там? Какой ладан? Наши молитвы. А сердцем ли мы читаем их для Господа? Какую смирну? Есть ли в нашей жизни память о смерти? А, может, мы идём на встречу с Богомладенцем, как пастухи с открытым сердцем, простые и смиренные жители гор и степей? Осталась ли в наших сердцах эта простота, открытость и смирение?
Близ места, где Иисус Христос начал и закончил свой жизненный путь- хаос и разрушение, а с начала года разворачивается « битва конца» по пророчеству святого Даниила, может быть конца этого мира. Здесь, в государстве нашем копится ненависть людей к правительству и олигархам. Между этими общественными полюсами встали такие стены страстей, что их уже не растопить любовью, смирением и терпением. И уже чаще приходят на ум не те слова, которые должны радовать слух и душу: Божий мир, Божий дар, благоволение Божие, а другие: страх Божий, Божий суд, Божье наказание.
И, вдруг, на этот кипящий котел страстей человеческих накладывается картина совершенно другого мира- мира вечного. Вечного, потому что, как на Божественной литургии, мы присутствуем здесь и сейчас во всей Божественной истории, так и во время праздника Рождества, мы вдруг оказываемся внутри, этого удивительного действия. Как и люди две тысячи лет назад, ожидающие рождения мессии, из слов пророков ведающие об этом, мы ждём великого события постом, молитвой, трудами. В этом ожидании нет страха Божьего, а только радость Божьего дара! И только от нас зависит, кто мы на этом Великом празднике? Зеваки, зрители, для которых и подготовка к Рождеству и торжественное сияние храма на праздничной Божественной Литургии, просто, продолжение новогодних застолий, или мы участники вечного великого Божественного промысла, в котором живем сердцем и душой.
Но, кем бы мы ни были, чудо свершилось, звезда Рождества пронеслась над нами, мир изменился, Спаситель пришел на землю, он с нами и с зеваками, и с теми, кто всем сердцем.
« Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
Фото Татьяны С.
Текст Вадим Ч.
Просмотры: (32)